вернуться на главную

КАК РАЗВИВАЕТСЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О КОЛЛЕКТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ
АВТОРСКИМИ И СМЕЖНЫМИ ПРАВАМИ?

       Коллективное управление исключительными правами в последнее время вызывает повышенный интерес как у законодателя, так и у правоприменителей. В науке этому вопросу также уделяется значительное внимание. В рамках реформы системы коллективного управления, ставшей одним из важнейших событий в законодательных изменениях четвертой части ГК РФ в 2017 г. и направленной на обеспечение прав авторов и иных правообладателей на вознаграждение и усиление контроля государства за деятельностью организаций, было высказано несколько предложений, рассматриваемых в статье О.А.Рузаковой – докт. юрид. наук, проф. Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, проф. Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова (Москва, olalstep@mail.ru) и С.П.Степкина – канд. юрид. наук, доцента кафедры гражданско-правовых дисциплин Российского государственного социального университета (stepkin.sciences@gmail.com, Москва). В работе анализируются положения и проблемные вопросы принятия федерального закона от 14 ноября 2017 г. № 319-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации».
       Ключевые слова: исключительное право, авторское право, смежные права, организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами.

       HOW THE LEGISLATION ON COLLECTIVE MANAGEMENT OF COPYRIGHT AND RELATED RIGHTS IS DEVELOPING?
       Collective management of exclusive rights has recently attracted increased interest, as the legislator and the law enforcement authorities. In science the issue also received considerable attention. In the framework of the reform of the system of collective management, which became one of the most important events in the legislative changes of the Part IV of the Civil Law of the Russian Federation in 2017 and aimed at ensuring the rights of authors and other copyright holders to remuneration and the strengthening of state control over the activities of the organizations, there were several proposals which are under consideration in the article of O.A.Ruzakova, Doctor of Law, Professor of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Professor, Russian Economic University after G.V.Plekhanov (Moscow, olalstep@mail.ru) and S.P.Stepkin, PhD, associate Professor of the Chair of civil and legal disciplines of the Russian State Social University (Moscow, stepkin.sciences@gmail.com). This paper analyzes the situation and problems of the adoption of the Federal law from November 14, 2017 № 319-FZ «On amendments to Part IV of the Civil Code of the Russian Federation».
       Key words: exclusive right, copyright, related rights, organizations for collective management of copyright and related rights.


       Минувший год был весьма активным в части изменений законодательства об интеллектуальных правах. Это, прежде всего, открывающиеся возможности подачи единой международной заявки в МБ ВОИС на промышленный образец для охраны в более чем 50 государствах в соответствии с федеральным законом от 3 апреля 2017 г. № 55-ФЗ «О ратификации Женевского акта Гаагского соглашения о международной регистрации промышленных образцов», о проблематике международной регистрации которых неоднократно упоминалось в литературе1.
       1 Патентное право: постатейный комментарий главы 72 Гражданского кодекса Российской Федерации/Под ред. П.В.Крашенинникова. М., 2010 (авторы – Валеева Н.Г., Добрынин О.В., Кастальский В.Н., Киреева Н.В., Кириллова М.Я., Крашенинников П.В., Мурзин Д.В., Нетбай Е.М., Орлова В.В., Рузакова О.А.); Абдуллин А.И. Становление патентного права в Европейском союзе: предпосылки унификации и гармонизации правовой охраны изобретений, полезных моделей и промышленных образцов в ЕС//История государства и права. 2009. № 22. С. 41.
       С 1 января 2018 г. действует федеральный закон от 28 марта 2017 г. № 43-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации», предусмотревший право на неприкосновенность «живой постановки» театральных режиссеров при публичном исполнении (подпункт 4 п. 1 ст. 1315 ГК РФ) и право на публичное исполнение постановки спектакля в живом исполнении (подпункт 10 п. 2 ст. 1317 ГК РФ)2. Многие проблемные моменты данного закона вызвали бурное обсуждение в научных публикациях3.
       2 См.: Рузакова О.А., Рузаков А.Б. Как защитить интеллектуальные права театральных режиссеров-постановщиков?//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2016. № 4. С. 19.
       3 Павлова Е.А. Охрана прав театральных режиссеров//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2016. № 6. С. 30; Фабричный С.Ю., Рузакова О.А. Новеллы законодательства о защите прав театральных режиссеров-постановщиков//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2017. № 4. С. 2; Гринь Е.С. К вопросу о правовом положении режиссеров-постановщиков: новое в законодательстве//Судья. 2017. № 7. С. 35.

       Федеральным законом от 5 декабря 2017 г. № 381-ФЗ «О внесении изменения в ст. 1293 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» расширяются возможности реализации права следования авторов произведений изобразительного искусства. В области товарных знаков федеральным законом от 1 июля 2017 г. № 147-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1252 и 1486 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и ст. 4 и 99 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» была решена одна из обсуждаемых проблем – досудебного порядка урегулирования споров в сфере интеллектуальной собственности4, в том числе о досрочном прекращении охраны товарного знака.
       4 Рузакова О.А., Рузаков А.Б. Развитие законодательства о товарных знаках//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2016. № 1. С. 24.
       В конце года в числе наиболее важных новелл в области авторского права и смежных прав были приняты изменения в законодательство о коллективном управлении. В науке коллективному управлению традиционно уделяется значительное внимание5.
       5 Коллективное управление авторским правом и смежными правами. Женева: ВОИС, 1990; Моргунова Е.А. Коллективное управление имущественными правами как гражданско-правовой институт: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2005; Антонова А.В. Коллективное управление имущественными правами авторов и обладателей смежных прав: перспективы развития: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2005; Черкашина О.В. Коллективное и доверительное управление исключительными авторскими правами: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2011.
       Необходимость защиты права на вознаграждение авторов и иных правообладателей при коллективном управлении авторскими и смежными правами была вызвана несколькими причинами. Во-первых, это претензии авторов, исполнителей и других правообладателей, связанные со снижением выплат вознаграждения на фоне общего увеличения сборов организаций по коллективному управлению правами. Во-вторых, обязательства Российской Федерации по отказу от внедоговорного управления авторскими и смежными правами, взятые в ходе переговоров по вступлению в ВТО. В п. 1214–1216 доклада рабочей группы по присоединению Российской Федерации ко Всемирной торговой организации (принят 16–17 ноября 2011 г., заключено в г. Марракеше 15 апреля 1994 г.) отмечалась необходимость принятия мер для контроля и привлечения к ответственности организаций, которые занимаются коллективным управлением правами, чтобы гарантировать правообладателям получение причитающегося им вознаграждения, и высказывалось предложение об отмене недоговорного управления правами в течение пяти лет после вступления в силу четвертой части ГК РФ (§1218 доклада рабочей группы о присоединении Российской Федерации к Соглашению ВТО). В настоящее время аккредитованные организации по коллективному управлению представлены следующим образом:
       общероссийская общественная организация «Российское авторское общество» (РАО) – управление исключительными правами на обнародованные музыкальные произведения (с текстом или без текста) и отрывки музыкально-драматических произведений в отношении их публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции; осуществление прав авторов музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, на получение вознаграждения за публичное исполнение либо сообщение в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции такого аудиовизуального произведения;
       некоммерческое партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства (УПРАВИС) – управление правом следования в отношении произведения изобразительного искусства, а также авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений;
       общероссийская общественная организации «Российский союз правообладателей» (РСП) – осуществление прав авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и аудиовизуальных произведений на получение вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях;
       общероссийская общественная организация «Общество по коллективному управлению смежными правами «Всероссийская организация интеллектуальной собственности» (ВОИС) – осуществление прав исполнителей на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях; осуществление прав изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.

       Обсуждение проблем аккредитованных организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами и путей их решения проводилось не раз в течение нескольких лет, в том числе в Правительстве Российской Федерации6, палатах Федерального собрания Российской Федерации7. Были высказаны многочисленные предложения по реформированию организаций по коллективному управлению, но при этом они не все были воплощены в проекты федеральных законов. Одно из таких предложений предусматривало полный отказ от внедоговорного коллективного управления правами аккредитованными организациями (позиция Медиа-Коммуникационного союза) в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО и исходя из опыта ряда европейских государств. Из числа предложений, выраженных в проектах федеральных законов, – предложение Минэкономразвития России о передаче полномочий организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами публично-правовым компаниям. При этом контроль за деятельностью таких компаний предлагалось возложить на Счетную палату, а в целях обеспечения сохранности собираемых средств передать их на хранение в Федеральное казначейство.
       6 Правительство вступает в авторские права// https://rns.online/articles/Pravitelstvo-vstupaet-v-avtorskie-prava-2016-10-12/
       7 Госдума обещает отменить бездоговорное коллективное управление правами на музыку. Posted on 25.05.2016 by Катя Панферова//https://www.rabotnikitv.com/2016/05/25/госдума-обещает-отменить-бездоговор/; Дума наконец-то занялась «коллективным управлением авторскими правами»//http://medialaw.asia/node/5199

       Еще в 2015 г. Президент Российской Федерации поручил правительству подготовить изменения в законодательство с целью сделать деятельность авторских обществ подконтрольной государству и обществу, обеспечить прозрачность работы обществ по коллективному управлению авторскими правами. Вариантом решения проблемы стали также подготовленные Министерством культуры Российской Федерации проекты федеральных законов об усилении государственного контроля за деятельностью организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами и защите прав авторов и иных правообладателей, вносящие изменения как в четвертую часть ГК РФ, так и в КоАП РФ. Изменения в основном касаются аккредитованных организаций по коллективному управлению авторскими и смежными правами. Одной из основных мер федерального закона от 14 ноября 2017 г. № 319-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – закон о коллективном управлении) стало установление Правительством РФ максимальных размеров сумм, удерживаемых аккредитованной организацией на покрытие необходимых расходов по сбору, распределению и выплате вознаграждения, а также сумм, которые направляются в специальные фонды.
       Действительно, зачастую расходы организаций по коллективному управлению доходили до 50% от полученных сборов. Предполагается, что размер таких удержаний не должен превышать 30%. Остальные доходы должны идти исключительно на выплаты правообладателям. Процент таких удержаний установлен в Казахстане, и это стимулирует конкуренцию между организациями. В Соглашении стран Евразийского экономического союза о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе (Москва, 11 декабря 2017 г.)8 предусматривается запрет организации удерживать более 50% от суммы собранного вознаграждения на расходы и специальные средства.
       8 Официальный сайт Евразийского экономического союза//http://www.eaeunion.org/ (дата обращения – 13 декабря 2017 г.).
       Еще одна мера по защите прав авторов и иных правообладателей – создание наблюдательного совета, в состав которого входят правообладатели, организации культуры, творческие союзы, пользователи, представители Министерства культуры Российской Федерации, а также лица, осуществляющие полномочия членов коллегиальных исполнительных органов аккредитованной организации. Наблюдательный совет осуществляет контроль не только за финансово-хозяйственной деятельностью организации и ее исполнительных органов, но и за созданием фондов, расходованием специальными фондами денежных средств.
       По использованию категории «фонд» возникла дискуссия. Учитывая многозначность данного понятия, следует разграничивать фонды как совокупность денежных средств, аккумулируемых для достижения определенных целей, которые не являются юридическими лицами, и фонды как юридические лица, учредителем которых выступает организация по коллективному управлению правами. Последние упоминаются в новой редакции п. 6 ст. 1244 ГК РФ применительно к их обязательному аудиту и раскрытию информации об их деятельности. Создание фондов допускается исключительно с согласия правообладателей и в их интересах в соответствии со вторым абзацем п. 4 ст. 1243 ГК РФ. П. 3 ст. 1244.1 ГК РФ предусматривает также контроль наблюдательного совета за расходованием денежных средств как в отношении фондов, действующих в качестве юридических лиц, так и в отношении фондов как совокупности денежных средств общественной организации.
       Фонды организаций коллективного управления правами могут создаваться, например, для аккумулирования не востребованного правообладателями вознаграждения, которое по истечении трех лет включается аккредитованной организацией в суммы, подлежащие очередному распределению, при условии принятия ею разумных и достаточных мер по установлению правообладателей (п. 8 ст. 1244 ГК РФ). Аналогичные сроки установлены и за рубежом, в частности, в Швеции – 8 лет, Великобритании – 7 лет (2 года для заявления об авторстве на произведение и 5 лет для получения вознаграждения), во Франции – 5 лет. Во Франции, Польше и других странах создаются фонды как в отношении ненайденных авторов, так и в целях поддержки культуры (например, во Франции часть дохода направляется на поддержку французской культуры). Англо-саксонская система в большей степени рассматривает систему коллективного управления в качестве бизнеса, поэтому такого рода фонды практически не создаются.
       В первоначальной редакции проекта закона о коллективном управлении предлагалось также осуществление контроля за дочерними организациями, учредителями которых являются организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами. Однако гражданским законодательством предусматривается лишь организационно-правовая форма дочернего хозяйственного общества. Согласно п. 1 ст. 67.3 ГК РФ хозяйственное общество признается дочерним, если другое (основное) хозяйственное товарищество или общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом. Дочерние организации не предусмотрены действующим гражданским законодательством, а дочерние общества могут создаваться исключительно хозяйственными товариществами или обществами. В некоторых случаях дочерние организации упоминаются как синоним дочерних обществ, в частности, в ст. 13.5 федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», к организациям, созданным иностранной коммерческой организацией, а также дочерним организациям FIFA, указанным в федеральном законе от 7 июня 2013 г. «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
       В числе иных мер, направленных на обеспечение прав авторов и иных правообладателей на вознаграждение, а также усиление контроля государства:
       ведение аккредитованными организациями личного кабинета для каждого правообладателя в сети Интернет;
       обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности аккредитованной организации и специальных фондов, созданных ею в качестве юридических лиц;
       размещение отчетности вместе с аудиторским заключением на официальном сайте аккредитованной организации в сети Интернет в течение пяти лет;
       раскрытие организацией информации о методике сбора и распределения собранного вознаграждения, а также о деятельности специальных фондов, созданных ею в качестве юридических лиц.

       В ходе работы над проектом закона о коллективном управлении высказывались и другие предложения, в частности: упростить процедуры выхода правообладателей (исключения своих произведений из репертуара) из состава аккредитованных организаций по коллективному управлению; установить сроки и порядок распределения вознаграждения, порядок учета объектов авторских и смежных прав и др. Некоторые особенности реализации заложенных законом о коллективном управлении механизмов будут конкретизированы постановлениями Правительства Российской Федерации, предусмотренными вторым абзацем п. 4 ст. 1243 ГК РФ и пятым абзацем п. 6 ст. 1244 ГК РФ.
       Изменения по коллективному управлению вступают в силу с 14 мая 2018 г. и подкрепляются мерами административной ответственности. Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. № 318-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 100 тыс. до 200 тыс. руб. в случае нераскрытия аккредитованной организацией по управлению правами на коллективной основе годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности вместе с аудиторским заключением.
       Принятые федеральные законы соответствуют и международному соглашению стран Евразийского экономического союза в сфере коллективного управления, подписанному в конце 2017 г. П. 4 Соглашения о порядке управления авторскими и смежными правами на коллективной основе (Москва, 11 декабря 2017 г.)9 предусматривает наделение организаций полномочиями по коллективному управлению правами как правообладателей, непосредственно передавших соответствующие полномочия таким организациям, так и правообладателей, которые не отказались от управления правами в их интересах. Такие полномочия являются действительными в пределах территории государства-члена, в соответствии с законодательством которого они предоставлены. Аналогичные положения применяются и в отношении сбора вознаграждения в случаях, предусмотренных законодательством стран-участниц, как в интересах правообладателей, непосредственно передавших соответствующие полномочия такой организации, так и правообладателей, которые не отказались от управления правами в их интересах.
       9 Официальный сайт Евразийского экономического союза//http://www.eaeunion.org/ (дата обращения – 13 декабря 2017 г.).

Список литературы

       1. Абдуллин А.И. Становление патентного права в Европейском союзе: предпосылки унификации и гармонизации правовой охраны изобретений, полезных моделей и промышленных образцов в ЕС//История государства и права. 2009. № 22.
       2. Антонова А.В. Коллективное управление имущественными правами авторов и обладателей смежных прав: перспективы развития: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2005.
       3. Гринь Е.С. К вопросу о правовом положении режиссеров-постановщиков: новое в законодательстве //Судья. 2017. № 7.
       4. Коллективное управление авторским правом и смежными правами. ВОИС: Женева, 1990.
       5. Моргунова Е.А. Коллективное управление имущественными правами как гражданско-правовой институт: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2005.
       6. Павлова Е.А. Охрана прав театральных режиссеров//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2016. № 6.
       7. Патентное право: постатейный комментарий главы 72 Гражданского кодекса Российской Федерации/Под ред. П.В.Крашенинникова. М., 2010.
       8. Рузакова О.А., Рузаков А.Б. Как защитить интеллектуальные права театральных режиссеров-постановщиков?//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2016. № 4.
       9. Рузакова О.А., Рузаков А.Б. Развитие законодательства о товарных знаках//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2016. № 1.
       10. Фабричный С.Ю., Рузакова О.А. Новеллы законодательства о защите прав театральных режиссеров-постановщиков//Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2017. № 4.
       11. Черкашина О.В. Коллективное и доверительное управление исключительными авторскими правами: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 2011.